0887—006
УДК
ББК
908
85.16
Г55
ВЕНЕЦ. ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ
В ИДЕАЛЬНОЕ
Г
Без объявл.
906(00)—17
Вступление
Пролог
I.
II.
III.
IV.
V.
VI.
VII.
Эпилог
Восхождение к „Олимпу“
ENG
ENG
ФОТОАЛЬБОМ
ЛЕНЗНИИЭП 1970
БЕГЛЕЦ
В СТОРОНУ
ЛЕНИНА
КОМСОМОЛЕЦ
И ПРАВДА
ОБРЕТЕННЫЙ «ВЕНЕЦ»
В СТОРОНУ ПЕРВОГО СЕКРЕТАРЯ
ПЛЕННИК
ПОД СЕНЬЮ ГОРОДА
В ЦВЕТУ
В ПОИСКАХ УТерянной ШАПКИ
СОДЕРЖАНИЕ
Пролог
Из альбома Ленинградского зонального научно-исследовательского института экспериментального проектирования
Из альбома Ленинградского зонального научно-исследовательского института экспериментального проектирования
I
Беглец
Беглец
II
По направлению к Ленину
По направлению к Ленину
III
Комсомолец и правда
Комсомолец и правда
IV
Венец обретенный
Венец обретенный
V
В сторону первого секретаря
В сторону первого секретаря
VI
Пленник
Пленник
VII
Под сенью города в цвету
Под сенью города в цвету
Эпилог
В поисках утерянной шапки
В поисках утерянной шапки
„…Московский поезд приходит в Ульяновск ранним утром. Город встречает вас в эти дни многолюдными улицами и площадями, багряной, еще не успевшей опасть листвой скверов и садов, зеркальными витринами магазинов, множеством новостроек. Едва ли не самое характерное в облике нынешнего Ульяновска — башенные краны и строительные леса“.
Так начинает свою статью в журнале „Советские профсоюзы“ в номере от 20 ноября 1967 года специальный корреспондент Иван Васильев. Номер вышел накануне пышно отмечаемого всей страной 50-летнего юбилея Октябрьской революции. Неслучаен выбор города: за следующие три года провинциальный Ульяновск, взяв на знамя тезис „Родина вождя всемирной революции должна соответствовать своему высокому статусу“, полностью преобразит свой облик уже в апреле 1970 года, к 100-летию со дня рождения Владимира Ленина.
ВСТУПЛЕНИЕ
Воспользовавшись первоочередным идеологическим значением области, предприимчивый первый секретарь Скочилов успеет за три года с помощью всего Советского Союза построить не только современный музей Ленина и 23-этажную гостиницу „Венец“, но и аэропорт, железнодорожный и речной вокзалы, педагогический институт, дворцы культуры, дворцы школьников и пионеров, трехэтажный универсам, библиотеку, несколько заводов, а также первые в городе многоэтажные жилые дома.
Сегодня, полвека спустя и столетие после Октябрьской революции, Глущенкоиздат обращает свой взгляд к Ульяновску. Известное своим интересом к изучению повседневности, издательство решило обратиться к новой грани — повседневности „идеального“, выбрав в качестве предмета изучения гостиницу „Венец“: открытая в марте 1970 года, гостиница имела категорию „внеразрядная (т.е. над-разрядная. — Примеч. ред.) высшая Б“ и являлась эталоном идеальной эстетики быта в представлении туриста, решившего посетить родину Ильича.
Командированный в Ульяновск сотрудник издательства провел в „Венце“ почти двадцать дней. Он останавливался по одному дню в номере на каждом этаже, пройдя весь путь от первого до последнего этажа и встретив 2017-й год на „Олимпе“ — так назвали недавно открывшийся на крыше бар.
Сама гостиница, кроме узнаваемого силуэта, мало что сохранила от своего прежнего облика. Найденный в фонде краевого музея архитектуры фотоальбом, изданный Ленинградским проектным институтом, помог восстановить изначальный образ „Венца“. Элегантные, сдержанно футуристические, словно сошедшие с экранов кинолент „Космическая Одиссея 2001“ или „Солярис“ просторные фойе, залы ресторанов и кафе, магазина сувениров „Березка“, художественного салона и, конечно, самих номеров, безупречные интерьеры которых ночью заполняются „лунным светом“ (так назвали строители специально разработанную систему освещения). Из окон открывался живописный вид на широкую, почти безбрежную в этом месте Волгу.
Идеального не существует без обозначения его в слове, поэтому „Венец“, да и вся „всесоюзная комсомольская ударная стройка“ были подробно описаны местными газетами. На сайте мы публикуем избранные статьи из „Комсомольской правды“ и „Ульяновской правды“. Здесь — как пропитанные витальностью молодых комсомольцев восторженные рассказы о стройке, так и неожиданно критические разборы бытовых просчетов организаций, и конечно, доскональное перечисление всех отличительных черт поистине выдающейся гостиницы. Тональность и ракурс, выбранные для описания столь заурядного события, как стройка гостиницы, сами по себе достойны внимания как один из смыслообразующих инструментов в формировании образа идеального.
Найденные дневники столичного журналиста Бориса Мерца помогли придать истории человеческое измерение: они послужили основной для рассказа, повествующего о нескольких днях, проведенных журналистом в „Венце“ накануне открытия Ленинского мемориала и приезда Леонида Брежнева в апреле 1970 года.
Секретная документация ульяновского отделения КПСС раскрывает внутренние механизмы „машины идеального“. Отныне сквозь букеты в руках пионеров, встречающих делегацию монгольских писателей на железнодорожном вокзале, будет неизменно просвечивать суровая машинописная строка: „Подготовить 50 пионеров (25 девочек, 25 мальчиков), обеспечить их явку на перрон вокзала. Ответственный: тов. Николаева“. Даже величественные надписи на крышах домов становятся простыми пунктами в списке: „Ленин — жив!“, улицы такие-то, ответственный — администрация завода, а рядом неразборчивая приписка карандашом, которая вполне может изменить судьбу даже столь могущественного „светового политического лозунга“.
Проникнуть за фасад идеального позволяют личные истории участников юбилейного обновления: молодые архитекторы, не стесняющиеся нецензурного словца из уст первого секретаря обкома, самоотверженно сражающиеся со строителями за нужный оттенок плитки, пусть и для облицовки типового дома; язвительные журналисты, некогда „золотые перья“ всесоюзных „Известий“; инженеры, дикторы, художники, гостиничные горничные, дирижеры, секретари, шеф-повара и даже дети первых лиц партии рассказывают без прикрас каждый свою правду. И нередко эта правда неожиданно заполняет трещины в образе идеального, словно изнутри латая дыры этой пошатнувшейся сферы.
Отретушированным газетным портретам, монументальным образам официальной фотохроники, — впрочем, не лишенной по-своему выразительного блеска, — здесь отвечает „фотолюбитель“, чей объектив словно притягивает в кадр речной бриз с широкой Волги и теплый закатный свет. Замершие в странных позах прохожие с накренившимся силуэтом 23-этажного „Венца“ загадочным образом умудряются больше рассказать об идеальном, чем откомандированные фотокорреспонденты ТАСС. Похоже действует и архив с закулисьем гостиничных будней, неожиданно обыгрывая на своем поле создателей эталона идеального, архитекторов гостиницы с их фотоальбомом.
Вот и последний, 22-й этаж. За двадцать дней наедине с пустынным „Венцом“ наш корреспондент успел и одичать без людей, и породниться с идеальной гостиницей. Вечером он подходит к широкому окну и смотрит на Волгу. Течет ручей, бежит ручей. И я ничья, и ты ничей.
„ВЕНЕЦ“.
Добро пожаловать
В идеальное
Редактор: К. Глущенко
Переводчики: Т. Кэмпбелл, К. Саттон, М. Шипли
Корректор: М. Гордис (англ.), Т. Леонтьева (рус.)
Художник-оформитель: К. Глущенко
Автор рассказа „Беглец“: Г. Атанесян
„ВЕНЕЦ“. номер–люкс
Инсталляция
Архитекторы: студия „Мел“
(О. Фомина, Ф. Дубинников)
Производство мебели и работа с деревом:
мастерская „Стамеска“
В книге использованы фотографии из архивов: Государственного архива новейшей истории Ульяновской области, ОГАУК „Ленинский мемориал“, фотоагентства МИА „Россия сегодня“, фотоагентства ТАСС, М. Капитонова а также фотографа Б. Тельнова.
В книге использованы фрагменты из книг „Его звали Бабай“ Г. Демочкина, „Вожди провинциального масштаба“ Ж. Миндубаева, автобиографий Г. Анциферова, Л. Нецветаева и В. Филимонова, статьи из газет „Ульяновская Правда“, „Ульяновский Комсомолец“ и журнала „Архитектура СССР“, а также специально записанные интервью с Л. Колесниковой и Л. Нецветаевым.
Издательство выражает сердечную благодарность: коллективу гостиницы „Венец“ и лично Р. Бигеевой, Л. Зайцевой и Л. Колесниковой; Государственному Архиву новейшей истории Ульяновской области и лично Т. Целоусовой; всему коллективу архива ОГАУК „Ленинский мемориал“ и лично М. Амельченко и Т. Данилиной; а также И. Александровой, Г. Демочкину, М. Капитонову, Ж. Миндубаеву, Б. Тельнову и Я. Алешину, А. Ильченко, Ю. Спиридоновой, К. Чучалиной и всему коллективу фонда V–A–C, а также разработчикам сервиса „Верстка“ и лично М. Налбандяну.
Печатная версия: Сдано в набор 03/XI 2016 г. Подписано к печати 13/IV 2017 г. Бумага: Мульти Арт 100 г/см, Хольмен Бук Крим 60 г/см. Шрифты: Р. Горницкий, Паратайп (НИИ ОГИЗА и Л. Кузнецова, НПО Полиграфмаш и О. Волочай). Тираж 500 экз. Заказ № 150.
Цифровая версия: Сдано в набор 26/IV 2018 г. Подписано к публикации 1/VI 2018 г. Гарнитуры „Стейнбек“ (Р. Горницкий), „Квант антиква“ и „Журнальная рубленая“ (Paratype). Заказ № 157.
Издательство „Глущенкоиздат“
Германия, 04105, г. Лейпциг, Вальдштрассе, 14
Цифровая версия разработана в „Верстке“ (www.verstka.io)
Издание подготовлено фондом V–A–C как часть художественного произведения „Венец“ К. Глущенко для выставки
„Пространство. Сила. Конструкция“ (V–A–C Foundation, Palazzo delle Zattere, г. Венеция, 13 мая — 25 августа, 2017 г.)
Кураторы: М. Витковски и К. Чучалина. www.v-a-c.ru. Москва, Гоголевский бульвар, 11.
© Глущенкоиздат, 2017 (Печатная версия) © Глущенкоиздат, 2018 (Цифровая версия)
Далее Пролог. Фотоальбом ЛенЗНИИЭП, 1970 г.
„ВЕНЕЦ“. ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ИДЕАЛЬНОЕ
Редактор К. Глущенко. Переводчики Т. Кэмпбелл, К. Саттон, М. Шипли. Корректоры М. Гордис (англ.), Т. Леонтьева (рус.).
Художник-оформитель К. Глущенко. Автор рассказа „Беглец“ Г. Атанесян.
Сдано в набор 26/IV 2018 г. Подписано к публикации 1/VI 2018 г. Гарнитуры „Стейнбек“ (Р. Горницкий), „Квант антиква“ и „Журнальная рубленая“ (Paratype). Заказ № 157.
Издание подготовлено фондом V–A–C как часть художественного произведения „Венец“ К. Глущенко для выставки „Пространство. Сила. Конструкция“
(V–A–C Foundation, Palazzo delle Zattere, г. Венеция, 13 мая — 25 августа, 2017 г.) Кураторы: М. Витковски и К. Чучалина. www.v-a-c.ru. Москва, Гоголевский бульвар, 11.
Издательство „Глущенкоиздат“
Германия, 04105, г. Лейпциг, Вальдштрассе, 14
Цифровая версия разработана в „Верстке“
www.verstka.io
Уважаемые читатели, предлагаем познакомиться с радиопостановкой
„1962. ДНЕВНИК. Н. КОЗАКОВ“
1962 год, Советский Союз. В преддверии неизбежного наступления коммунизма шофер грузовика из Горьковской области Николай Козаков
расхищает колхозное имущество, отправляется на строительство газопровода в Казахстан и лечится от заикания гипнозом в Харькове.
За показной мужественностью — охотой, ездой на мотоцикле и постоянным пьянством — прячется тайная жизнь человека с развитым вкусом, тонкого наблюдателя, знатока античной мифологии. Он пишет стихи, фотографирует, жалеет себя и слишком часто влюбляется.
Радиопостановку читает бывший диктор Центрального телевидения СССР —
Юрий Петрович Ковеленов
Лейпциг•2018